В прошлом году субъекты малого бизнеса вывезли из России $20 млрд продукции собственного производства, то есть 6% объёма всего экспорта страны. Такие цифры обнародовал на форуме Russian Export Day глава департамента развития среднего и малого предпринимательства при Минэкономразвития Максим Паршин.
По его словам, данный факт означает, что экспорт в малом и среднем предпринимательских секторах вполне возможен. Из почти 5 600 тыс. малых предпринимательских структур (3 600 тыс. ИП и 2 000 предприятий) экспортируют товары немногим больше 16 тыс. организаций. При этом экспортировать продукцию самостоятельно желают примерно 10% малых предприятий.
Позитивным фактором для внешней торговли является девальвация российской валюты. Ведь в таком случае на международном рынке организации малого бизнеса, чья деятельность нацелена на экспорт собственных товаров, особенно с большой добавленной стоимостью (к примеру, в сфере ИТ), становятся более конкурентоспособными. И именно на малые предпринимательские структуры власти страны возлагают основные надежды, планируя развитие не сырьевого экспортного сектора.
Государственная поддержка малого бизнеса
За последние пару лет предпринимательство успело получить доступ к госзаказу. С начала 2014 г. минимум 15% объёма таких закупок государственные структуры обязаны осуществлять у субъектов малого предпринимательства. Более того, заказчика наделили правом требовать от подрядчика привлечение малых компаний к выполнению задач по субподряду. Также власти учредили норму, согласно которой предпринимательские структуры могут участвовать в субподряде крупных госкомпаний (норма 18%). С начала 2015 г. власти субъектов РФ могут самостоятельно принимать решение о двухлетних налоговых каникулах ИП, занятых научной, производственной или социальной деятельностью.
Главные помехи развития экспорта ИП
В то же время, как считают эксперты, в стране пока отсутствуют условия для оказания реальной поддержки субъектам малого бизнеса. Одна из главных проблем экспортных организаций сферы малого и среднего бизнеса - несвоевременность возврата НДС. Нередко экспортёры вынуждены добиваться такой выплаты уже в суде.
Не менее важным фактором, препятствующим росту экспорта, является недостаточность развития инфраструктуры. Например, для экспорта продукции в страны Азии, особенно в Китай, необходимы мостовые переходы. К тому же тормозят развитие не сырьевого экспорта антимонопольный госконтроль уровня трансграничных цен. Предпринимателей, реализующих товары за рубежом по стоимости меньше, чем в России, могут назвать нарушителями и наложить штраф в размере около 20% стоимости такого внешнеторгового оборота.
Однако, с учётом текущих валютных качелей в стране, обеспечить такую ценовую равнозначность довольно сложно. И потому продукция с большой добавленной стоимостью фактически будет исключена из экспортного оборота. Особенно серьёзной является данная проблема для сектора электроники.